Социально-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Любят танцы на Руси»
Тема проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
Название проекта: «Любят танцы на Руси».
Разработчик проекта: педагог дополнительного образования Дьячкова Марина Николаевна.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, хореография, театр.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.
Участники проекта: Данный образовательный проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МАДОУ детского сада «Планета детства».
Актуальность проекта заключается в том, что сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, танцах.
Задачи:
— Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
— Знакомить детей с русским народным творчеством: сказки, песни, танцы, костюмы.
— Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
— Обучать детей элементам русских народных танцев
— Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
— Воспитывать уважение к русским народным традициям.
— Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
Объект: Процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкально-хореографическом воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкально-хореографической компетентности детей, сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности.
Гипотеза: Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа. Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в работе особое значение уделяется воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец. До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого необходимо обращаться к истокам русской народной культуры. Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека. Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкально-хореографической компетентности ребёнка. Формирование системы музыкально-хореографического образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения. Приобщение родителей к воспитанию у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Этапы развития проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Обсуждение целей и задач проекта;
2. Оценка возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта;
3. Распределение материала на блоки, составление плана работы;
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта.
2 этап. Основной этап.
1. Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.
2. Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки и танцев на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата».
5. Активное включение русской народной музыки и танцев в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;
6. Исполнение русских народных песен, танцев, былин, сказок в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;
7. Совместная хореографическая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;
8. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
9. Проведение открытых мероприятий
3 этап. Заключительный.
1. Мониторинг результатов проектной деятельности.
2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
3. Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».
Ожидаемы результаты реализации проекта:
1. Личностное и осмысленное отношение к народному фольклору и культуре России.
2. Воспитание эмоциональной открытости.
3. Вживание в русскую стилистику спектакля через вокально-хореографическое исполнение.
4. Овладение пластикой народного русского танца - хоровода, пляски.
5. Желание показать, поделиться своими знаниями со зрителями.
6. Повышение общей культуры и образованности воспитанников.
7 Воспитание у детей ответственности за результаты общего дела.
8. Повышение мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению русского творчества.
Поэтапно – творческий план педагога дополнительного образования Дьячковой М.Н. по реализации проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
месяц |
воспитанники |
педагоги |
родители |
оборудование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сентябрь |
Мониторинг определения уровня знаний и умений воспитанников |
Октябрь |
«Осенняя ярмарка», «Балалаечка», хоровод «Свирель да рожок» |
Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам. |
Помощь в проведении утренников. |
Оформление русской избы, веночки в руках и на голове. |
Ноябрь |
«Мама – солнышко моё», танец «Яблонька», хоровод с платками. |
Воспитание детей на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия. |
Участие в проведении концертной программы. |
Атрибуты, костюмы. |
Декабрь |
«Новый год в гостях у сказки о царе Салтане…» |
Раскрыть значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. |
Совместное чтение с детьми «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина |
Декорации, атрибуты, головные уборы, детали костюмов. |
Январь |
Музыкальная гостиная «Музыкальная живопись сказок и былин». |
Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке, танцах, взаимосвязи видов искусства. |
Помощь в пошиве и приобретении костюмов. |
Музыкальный и видеоматериал, презентация на тему «Богатырская тема в искусстве» |
Февраль |
Театрализованное представление «Широкая Масленица» |
Подготовка костюмов и чучела Масленицы |
- |
Народные костюмы, атрибуты, блины, самовар, чай, скатерть. |
Открытый показ музыкально – хореографической постановки «Сказание о чудесах земли русской» |
Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры |
Помощь в изготовлении костюмов |
Атрибуты, костюмы, декорации, |
Март |
Фольклорный праздник «Живи, моя Русь и душа». |
Развивать навыки восприятия народных традиций, творчества, музыки, танцев, игр, через отражение их содержания |
Участие в утренниках |
Ширма с изображением русской избы. Предметы деревенского двора и быта, кухонная утварь. Русские народные детские музыкальные инструменты, народные костюмы. |
Апрель |
Городской конкурс детского творчества «Искорки Тамбовщины» |
Накопление эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений. |
Участие в подготовке конкурса «Искорки Тамбовщины» |
Костюмы, фонограммы песен. |
Май |
«Этих дней не смолкнет слава…» |
Формировать патриотические чувства, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины |
Помощь в проведению экскурсии к местам боевой славы. |
Флажки, бумажные голуби, разноцветные ленточки, игрушки, синие платочки, фронтовое письмо. |
Июнь |
Мониторинг результатов проектной деятельности, уровня освоения знаний и умений. |
Демонстрация опыта на педагогическом совете, участие во всероссийском конкурсе педагогического творчества. |
Обобщение опыта. |
- |
Презентация, подготовленный материал, фотографии, видеоматериал. |
Репертуар:
Для постановки и исполнения:
1. «Скоморохи»;
2. «Балалаечка»;
3. «Свирель да рожок»;
4. «Веретёнце»;
5. «Плетень» танец-игра;
6. «Яблонька»;
7. «Черномор и богатыри»;
8. «Белочка»;
9. «Лебеди»;
10. «Массовый хороводный танец».
Используемые информационные ресурсы
(список литературы, интернет ресурсы):
1. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.
2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.
4. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.
5. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
6. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.
7. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.
8. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.
9. Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5
10. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
11. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
12. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
13. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
1.
http://nsportal.ru
2.
http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1
3.
http://muzruk.if.ua
4.
http://www.maam.ru
5.
http://www.musical-sad.ru
6.
http://www.o-detstve.ru
7.
http://chayca1.narod.ru
8.
http://myzryk.forum2x2.ru
9.
http://possum.ru
10.
http://pochemu4ka.ru
11.
http://razum.myinsales.ru